С нами расти легче

Технологии и опыт: эффективная смесь для быстрого роста
Сервисы

Архив материалов по номерам

Архив газеты в PDF

Все зависит от человека

Ставропольский государственный аграрный университет – один из ведущих образовательных центров по подготовке специалистов для российского АПК. Сегодня здесь обучается 18 тыс. студентов. О том, насколько сегодня востребовано агрономическое образование, рассказал декан факультетов агробиологии и земельных ресурсов, экологии и ландшафтной архитектуры, доктор сельскохозяйственных наук, профессор РАН – Александр Николаевич ЕСАУЛКО.

Александр Николаевич, насколько сегодня агрономия популярна у абитуриентов?

Тенденции остались прежними. Около 60 % выпускников ставропольских школ сдают ЕГЭ по обществознанию, которое является профилирующим при поступлении на экономические направления. У нас многопрофильные факультеты. На такие направления, как «Ландшафтная архитектура» и «Землеустройство и кадастры», желающих поступить гораздо больше, чем на направление «Агрономия».

Но при этом сегодня сложилась парадоксальная ситуация: агрономическое образование становится самым востребованным и высокооплачиваемым на рынке труда. Приведу конкретный пример: за последние два года заявок на производственную практику от предприятий и хозяйств в два раза больше, чем количество студентов, обучающихся на направлении «Агрономия».

Сегодня на наших факультетах обучается около 1500 студентов, в том числе на направлении «Агрономия» – 492. Ежегодно на первый курс бакалавриата очной формы обучения поступает более 60 человек, по 20 – на профили «Агрономия», «Защита растений» и «Плодоовощеводство». Но сейчас всех сдерживает ЕГЭ. Критериальный показатель при оценке деятельности вузов составляет 180 баллов. К сожалению, наши сельские школы пока не готовы выпускать большое количество ребят с такими показателями.

Руководители сельхозпредприятий часто говорят, что уровень подготовки выпускников низкий. Почему сложилась такая ситуация, и как ее можно изменить?

Я могу их понять. Сельхозпроизводители хотят, чтобы к ним приходили специалисты, уже получившие большой практический опыт. Но сейчас наши студенты обучаются по трехуровневой системе: бакалавриат – четыре года, магистратура – два и аспирантура – четыре года. По сравнению со специалитетом, на бакалавриате произошло сокращение часов обучения в основном за счет практической части. Поэтому у выпускников возникают проблемы на производстве. К тому же к нам поступают ребята не с самыми высокими баллами по ЕГЭ из сельских школ.

Но когда действующие агрономы и руководители хозяйств были выпускниками вузов, то на производстве им тоже говорили, что выпускникам не хватает подготовки, они стали слабее и т. д. На самом деле большинство ребят, которые заканчивают Ставропольский ГАУ, вполне грамотные, они владеют самыми современными технологиями. Это стало возможным благодаря созданию уникальной учебно-материальной базы университета нашим ректором, академиком РАН, профессором Владимиром Ивановичем Трухачевым. Университет победил в национальном проекте «Образование», и мы за последние 10 лет смогли создать 12 инновационных центров – это лаборатории агрохимического анализа, мониторинга почв, фитосанитарного мониторинга и др.

В 2017 году наш университет выиграл грант по программе «Вузы, как центры пространства создания инноваций» и стал университетским центром инновационного и технологического развития края. Благодаря этому в ближайшее время будут созданы новые центры и лаборатории.

Если же сельхозпроизводителей не устраивает уровень подготовки выпускников вузов, они должны начинать искать кадры уже в школе. Потому что все «хорошие» выпускники поступают либо по целевым направлениям, либо уже во время учебы устраиваются на работу. Кроме того, мы отправляем студентов на производственную практику в ведущие компании, у которых есть свои стипендиальные программы, например, в «Август». Ребята совмещают работу с учебой, и, как правило, с дальнейшим трудоустройством проблем у них не возникает.

Сегодня в нашем вузе созданы все условия для того, чтобы получить достойное образование. Но, конечно, не все зависит от самого современного оборудования и технологий, на самом деле все зависит от человека и его мотивации.

Почему была упразднена специальность «защита растений»? Неужели в ней нет реальной потребности производства?

Министерство образования выпустило в 2009 году новые образовательные стандарты, согласно которым специальность «Защита растений» стала профилем на направлении «Агрономия». Это привело к реорганизации кафедр защиты растений во многих вузах. Но для нашего аграрного региона это направление крайне важно, поэтому мы сохранили профильную кафедру и сформировали профессиональную команду из высококвалифицированных преподавателей.

У нас в крае огромное количество компаний, специализирующихся на защите растений. Ребята, которые заканчивают профиль «защита растений», в большинстве случаев хорошо устраиваются и неплохо зарабатывают.

Кто сегодня поступает на агрономическое направление?

Около 20 % – это выпускники техникумов, большинство из которых обучались по направлению «Агрономия», 15 - 20 % – победители конкурса производственных ученических бригад. Есть уже сложившиеся династии, когда родители студентов работают в сфере агробизнеса или ведут фермерское хозяйство. С каждым годом к нам поступает все больше городских ребят, ведь агробизнес, который связан с растениеводством, очень востребован. Конечно, есть 10 - 15 % тех, кто пришел случайно, но многие из них в процессе обучения отсеиваются.

Вы упомянули о конкурсе производственных ученических бригад, расскажите об этом подробнее.

Это движение зародилось в 1951 году в станице Григорополисской Новоалександровского района для популяризации работы в сельском хозяйстве среди школьников.

Конкурс проводится ежегодно. В нем принимают участие бригады по 10 человек из каждого района Ставропольского края. В этом году мы проводим юбилейный, 50-й слет ученических производственных бригад. Ребята соревнуются в конкурсах по 10 направлениям: бригадир, растениевод, плодоовощевод, лесовод, эколог, механик, технолог животноводства, ветеринарный врач, ландшафтный дизайнер, изобретатель-рационализатор.

Соответствующие отборочные соревнования проводят сначала на уровне школ, затем формируется районная команда. У ребят есть хороший стимул: победители и призеры получают дополнительные баллы при поступлении в наш университет. Вторую жизнь в этот конкурс наш ректор вдохнул в 2001 году, и за 16 лет более 400 его победителей и призеров поступили в Ставропольский ГАУ. Как правило, они хорошо учатся и мотивированы, мы ими очень довольны. Конкурс поддерживается не только нашим университетом, но и губернатором, краевым министерством образования, а также хозяйствами и бизнесом.

Отслеживаете ли вы, какой процент выпускников идет работать по специальности?

На факультете агробиологии и земельных ресурсов существует база с 1971 года, в которой есть информация о трудоустройстве большинства наших выпускников. По статистике, более 85 % из находят себе работу в течение года после получения диплома. По специальности устраивается примерно 70 - 80 %, но эта цифра по годам, конечно, может различаться.

В университете существует отдел содействия трудоустройству, который проводит мониторинг и помогает выпускникам и студентам найти работу. Мы также можем помочь бывшему выпускнику даже через несколько лет трудоустроиться по специальности, если у него есть желание.

Заявок из хозяйств на выпускников поступает много, и не все мы можем удовлетворить. Часть ребят идет в магистратуру, а это еще два года обучения, а некоторые устраиваются на работу уже со второго курса. Тем, кто трудится по специальности, мы предоставляем индивидуальный график посещения занятий, таких ребят на старших курсах обычно 20 - 30 %.

Что нужно для того, чтобы поступить на факультет?

Хотя бы один раз приехать и увидеть все своими глазами. Пообщаться со старшекурсниками и выпускниками. Много информации о нас можно получить на сайте университета и социальных сетях.

Если решили поступать к нам, на агрономию, то необходимо успешно сдать ЕГЭ по русскому языку, математике и биологии. Конечно, все готовятся по-разному, есть те, кто делает это сам и получает высокие баллы. Но многие предметы в сельских школах – это проблема, которую решают, занимаясь с репетитором.

И еще один важный фактор, повторюсь, – это участие в слетах ученических производственных бригад, сохранение династий, работающих на земле. Наши выпускники и старшекурсники приводят в университет своих братьев и сестер, друзей, а через некоторое время – своих детей и, дай бог, чтобы эта традиция продолжалась.

Беседовал Игорь ТИМЧЕНКО

Фото из архива Ставропольского ГАУ

Подпись к фото

А. Н. Есаулко 
В учебной лаборатории 

Опубликовано в номере 6(176) за 2018 год

Перепечатка и копирование материалов на электронные ресурсы только с письменного разрешения редакции и с указанием первоисточника.


Рейтинг: 0
Ваша оценка: 1 2 3 4 5

Архив материалов по номерам

Архив газеты в PDF