С нами расти легче

Высокая ответственность за урожай С Августом Россия сильнее Высокая ответственность за урожай 2 Новые всходы российской науки
Сервисы

Архив материалов по номерам

Архив газеты в PDF

С заботой о будущем села

Сотрудничество компании «Август» и Казанского государственного аграрного университета продолжается уже более десяти лет. Что оно дает партнерам?

С годами партнерство становится лишь крепче, открываются его новые стороны. Об этом, а также о нынешних студентах и новом поколении абитуриентов рассказывает декан агрономического факультета КГАУ, профессор кафедры растениеводства и плодоовощеводства Игорь Михайлович СЕРЖАНОВ.

Наш взаимный интерес начинался с широких научных исследований «августовских» препаратов на опытных полях университета и разработки рекомендаций по их эффективному применению в условиях региона. В этих исследованиях предложенные «Августом» средства защиты растений показали себя с наилучшей стороны. Участвовала компания и в подготовке специалистов из числа студентов для работы в составе механизированных отрядов по обработке татарстанских полей самоходными опрыскивателями. К 100-летию агрономического факультета Казанского ГАУ знаменательным подарком стало открытие специализированной учебной аудитории по защите растений, оборудованной и оснащенной «Августом».

Значительный интерес со стороны студентов агрофака отмечается и к ежегодному конкурсу «Август-Агро» на лучшие аналитические работы по теме ресурсосберегающего земледелия. Это один из примеров активного участия отечественных компаний в процессе обучения студентов и поддержке талантливой молодежи.

С тех пор, как в Татарстане прочно обосновались хозяйства «Август-Агро», совместные проекты разворачиваются еще более стремительно. Студенты аграрного университета становятся будущими специалистами агрофирм, а компания присматривается к ним, чтобы не упустить из виду лучших. Выбрать и привлечь в команду самых перспективных выпускников помогают производственная практика и ежегодные конкурсы студенческих работ.

МЫ РАДЫ СОТРУДНИЧЕСТВУ

Мы рады сотрудничеству с фирмой «Август», потому что теперь ежегодно по пять - шесть выпускников идут туда работать. Сейчас компании в ее сельхозпредприятия в Татарстане требуется много специалистов, и потому «Август» делает очень многое, чтобы привлечь молодежь к работе на селе. В прошлом году после практики в «Август-Муслюм» студенты вернулись очень вдохновленные, попросили сделать их «целевиками» от агрофирмы и Муслюмовского района. Все сложилось, и в результате мы подписали трехсторонний договор. Студенты – народ общительный, сработало «сарафанное радио», и нынешней весной у нас собрался отряд, ребята направились и в другие районы, где есть хозяйства «Августа-Агро».

Отношение компании к ребятам и их практике говорит о многом. Да, студент еще не все знает, но на то он и студент, ему еще нужно осваивать и теорию, и практику. И именно человеческое, заинтересованное отношение к практикантам приводит к тому, что студент стремится работать в сельхозпроизводстве. Сейчас это редко встречается. «Не знаешь – поможем, подскажем», – таков подход «августовцев» к будущим коллегам, и в этом, на мой взгляд, проявляется высокий профессионализм сотрудников «Августа» во взаимоотношениях со студентами.

Как я уже говорил, компания оборудовала цифровую аудиторию 26 компьютерами последнего поколения. Без преувеличения, получился просто шикарный подарок и для студентов, и что еще более важно – для профессорско-преподавательского состава. Мы расцениваем это как понимание того, что мы делаем нужное в том числе и «Августу» дело: готовим специалистов, обладающих современными знаниями и навыками, – вот что радует.

Конечно, мы работаем со многими производителями различных ресурсов для сельского хозяйства, но, когда открывали «августовский» класс, лично я был потрясен: мы поняли, что учебный процесс поднялся на новый уровень. Аудитория сегодня активно используется. Основную долю занятий здесь проводит заведующий кафедрой общего земледелия, защиты растений и селекции, профессор, член-корреспондент АН РТ Радик Ильясович Сафин. В каждом компьютере он установил специализированную программу, позволяющую отточить практические навыки будущих специалистов и выявить пробелы в знаниях.

Кроме учебной работы, мы активно сотрудничаем с производителями и в области науки. Так, на базе нашего Центра Агроэкологических исследований проводили совместные научные работы и надеемся, что продолжим их и в будущем.

О «ЦИФРОВОМ ПОКОЛЕНИИ»

Студенты быстро улавливают сегодняшнюю атмосферу цифровизации земледелия. Я порой за ними сам не успеваю. На занятиях используется проектор, интерактивные доски с выходом в интернет. Получить любую информацию стало проще. На третьем - четвертом курсах студенты начинают осознавать, что аграрная отрасль становится технологичной – ребятам приходится сталкиваться с «умной техникой». И тут уже требуются совсем другие навыки и знания. Если традиционно агрономия держалась на трех китах: агрохимии, земледелии, растениеводстве, то сейчас, в век цифровизации, набор необходимых знаний значительно расширяется.

Нынешняя молодежь по-другому мыслит. Со студентами надо выстраивать диалог, чтобы они умели контактировать и с преподавателями, и между собой, как можно чаще общаться с ними. Тогда будет взаимоотдача. Это поколение привыкло коммуницировать в соцсетях, а вот живого человеческого общения им явно не хватает. Они даже в общежитии переписываются по телефону, будучи разделенными друг от друга всего-навсего стеной. На агрономическом факультете мы создаем домашнюю атмосферу. Заместители декана и кураторы стараются ежедневно беседовать со студентами по любым вопросам, даже не учебным. Это дает нам возможность узнать, чем живут ребята, что их интересует, стараемся направлять в успешные хозяйства. И конечно же, нас очень радует, что наши выпускники продолжают держать с нами связь многие годы.

ЧТО ВОЛНУЕТ СЕГОДНЯ

Студентов, как известно, зачисляют в университет по результатам сдачи ЕГЭ, и мы очень зависим от этого. Соотношение городских и сельских студентов в среднем примерно 30 на 70. Деревенские ребята не так хорошо сдают ЕГЭ, как городские, и уже в девятом классе сельский преподаватель нередко определяет их будущее. И, может быть, сельский троечник-«середнячок» мог бы поступить к нам и работать в сельском хозяйстве. Но учителям не хочется снижать свои показатели успеваемости, они стараются «выпроводить» ребят после окончания девятилетки в районные колледжи, техникумы. После обучения в них их призывают в армию, потом надо семью создавать – не до учебы… Будут ли они работать по приобретенной специальности – тоже большой вопрос. Вот и получается, что уже на этапе сельской школы мы теряем ту прослойку ребят, которые знают сельское хозяйство и умеют работать на селе. Кто в итоге приходит к нам в последние годы? Учащиеся, которые остаются в 10 - 11 классах, не всегда понимающие особенности сельского хозяйства. Это, на мой взгляд, проблема номер один.

В советские годы вечерняя телепрограмма «Время» всегда начиналась информацией с полей, промышленных предприятий. Нынешняя молодежь этой атмосферы уже не видит. Они растут на шоу, развлечениях. Мы стараемся это искоренять, но не у всех и не всегда получается. Во время работы в приемной комиссии я рассказываю абитуриентам о работе в аграрном секторе, но, увы, это немногих привлекает, скорее даже отталкивает. И потому так важно делать шаги, чтобы мы получали «своих» студентов, которые знают сельское хозяйство с малого возраста, хотят и умеют работать. Ведь сельские ребята не заточены глубоко на теорию, зато умеют «работать руками». А у нас ведь именно такая профессия – практики-агротехнологи.

С другой стороны, очень важен пример «Августа»: те студенты, кто почувствовал вкус работы на современной технике, на роботизированных фермах, в агрофирмах, где ценится интеллект, хотят еще больше знать, уметь, чтобы стать классными специалистами. Для них профессия становится привлекательной. Будем надеяться, что, глядя на них, и сельские ребятишки будут менять свое отношение к обучению в сельхозвузах.

ПЛАНЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

Мы нацелены продолжать плотную работу с сельхозпроизводителями. Это позволяет выявлять «пробелы» в подготовке студентов и гибко корректировать учебные планы. На опытных полях в Лаишевском районе, на базе ООО «Агробиотехнопарк», мы планируем создать инфраструктуру, включающую и зернохранилище, и учебные классы, и лаборатории. Это будет центр, где ребята смогут сами проводить наблюдения, анализы. Планируем проведение здесь «Мини-дней поля» с участием в «круглых столах» представителей сельхозпредприятий и глав администраций. Это станет еще одним трамплином дальнейшего сотрудничества университета и производства. Так что вместе мы сделаем все, чтобы работа на селе приносила молодежи удовлетворение во всех отношениях.

Записала Альбина САБИРОВА

Фото автора

Контактная информация

Игорь Михайлович СЕРЖАНОВ

Моб. тел.: (917) 228-35-88

Подписи к фото:

Студенческий отряд отправляется на практику 
И. М. Сержанов с коллегами 
Студенты КГАУ осваивают новую технику 

Опубликовано в номере 6(212) за 2021 год

Перепечатка и копирование материалов на электронные ресурсы только с письменного разрешения редакции и с указанием первоисточника.


Рейтинг: Нет голосов
Ваша оценка: 1 2 3 4 5

Архив материалов по номерам

Архив газеты в PDF