13 - 14 апреля в Доме Правительства Московской области состоялся II Международный аграрный форум «ОвощКульт», посвященный современным проблемам и тенденциям в российском овощеводстве открытого и защищенного грунта. Мероприятие проходило во второй раз, но уже стало самой масштабной специализированной площадкой, которая объединила сельхозпроизводителей, инвесторов и представителей органов власти. Только в первый день здесь собрались свыше 2 тыс. участников из Москвы, Московской области, других регионов России, а также из 35 стран ближнего и дальнего зарубежья.
Первый день форума начался с обсуждения вопросов импортозамещения и самообеспечения страны овощной продукцией. По данным министерства сельского хозяйства РФ, в 2015 году производство овощей в России выросло на 4 % и составило 16,1 млн т, в том числе тепличных овощей – 750 тыс. т. Импорт овощной продукции сократился на 15 %, до 2,6 млн т. Несмотря на такие очевидные успехи, глава Минсельхоза РФ Александр Ткачев призвал сельхозпроизводителей быстрее наращивать объемы производства.
В летний сезон страна обеспечена свежими овощами более чем на 90 %, но в остальное время российские компании закрывают своей продукцией лишь 50 % потребностей населения. «Сейчас в России действуют не менее 170 тепличных предприятий общей площадью 2 тыс. га. Для полного замещения импорта в ближайшие пять лет нам необходимо построить не менее 2 тыс. га современных теплиц, чтобы дополнительно произвести порядка 1 млн т овощей – ровно столько, сколько ежегодно ввозится в страну во внесезонный период. А также вырастить еще порядка 1,5 млн тонн овощей открытого грунта», – заявил министр.
А. Ткачев также отметил, что необходимо продолжать развивать переработку сельхозпродукции, строить современные овощехранилища и оптово-распределительные центры. Кроме того, отечественные сельхозпроизводители должны выходить на внешние рынки – прежде всего, в страны СНГ, Персидского залива, Китай и др. «В течение пяти лет необходимо в 1,5 раза увеличить мощности по хранению овощей (с 7 млн т в 2015 году до 10,5 млн т в 2020 году). В текущем году в федеральном бюджете на возмещение 20 % прямых понесенных затрат на строительство и модернизацию овоще- и картофелехранилищ заложено 1,8 млрд руб.», – сообщил глава Минсельхоза.
Губернатор Московской области Андрей Воробьев отметил, что Московская область готова делиться опытом в сфере овощеводства, как регион с уникальными условиями, входящий в пятерку лидеров в стране по производству сельхозпродукции. Учитывая растущие производственные потребности, власти региона намерены уделять особое внимание переработке сельхозпродукции, системе овощехранилищ и оптово-распределительных центров (ОРЦ). «Сегодня цифры показывают нам достаточно хорошую динамику по производству овощей в открытом грунте. Что касается закрытого грунта, то в Московской области в 2015 году произведено 9 тыс. т, в 2016 году планируется 25 тыс. т, в 2017 - 2018 годах – 75 - 90 тыс. т», – подчеркнул губернатор.
Уже в текущем году валовой сбор картофеля в Подмосковье планируется повысить более чем на 5 %, урожай овощей открытого грунта – не менее чем на 7,5 %. Об этом рассказал заместитель председателя правительства Московской области - министр инвестиций и инноваций Денис Буцаев. Для минимизации потерь при производстве овощей и круглогодичных поставок весной запускается ОРЦ «Радумля», оснащенный по мировым стандартам, следом будет введен ОРЦ «СлавТранс-Сервис». Новые ОРЦ вместе с уже действующими смогут охватить все направления транспортировки овощей по России.
Министр сельского хозяйства и продовольствия Московской области Дмитрий Степаненко сообщил об основных направлениях государственной поддержки из федерального и регионального бюджетов. Так, в частности, в 2016 году на поддержку растениеводства в Подмосковье выделено свыше 1,3 млрд руб. Возмещается 25 % капитальных затрат на создание и модернизацию тепличных комплексов, предоставляются субсидии на оплату процентов по инвесткредитам в размере 7,7 %, причем возможно перекрестное субсидирование. Также компенсируется 20 % затрат на покупку техники и оборудования, растениеводам оказывается несвязанная поддержка. Под инвестпроекты предоставляются земельные участки без торгов, а сельхозкооперативы и крестьянские хозяйства могут получать гранты. В 2016 году на это выделено 156 млн руб. – на треть больше, чем в прошлом.
Одним из основных событий форума «ОвощКульт» стало подписание правительством Московской области инвестиционных соглашений о строительстве четырех тепличных комплексов общей площадью 80 га, которые смогут ежегодно производить 68,8 тыс. т продукции, а также комплекса по хранению и переработке мощностью 18 тыс. т. Новые предприятия обеспечат работой почти тысячу человек, а их общая стоимость составит 20 млрд руб.
В рамках форума прошли восемь конференций за «круглым столом». Отметим оптимистичный характер большинства выступлений. Участники часто ссылались на статистические данные, озвученные ранее на пленарном заседании. Но на конференции «Рынок овощной продукции: новые тренды в сетевой торговли овощами» все было по-другому – здесь лицом к лицу встретились представители торговых сетей и производители овощной продукции. Начальник отдела качества закупок компании «Лента» Виктория Жданова рассказала об основных параметрах, которым должна соответствовать сельхозпродукция, для того чтобы попасть на полки их супермаркета. Основные требования к поставщику в «Ленте» следующие: его продукция должна быть качественной и соответствовать требуемым параметрам пищевой безопасности. Стабильность этих показателей обеспечивается системным подходом к выпуску продукта.
Выступление представителя одной из крупнейших торговых сетей эмоционально прокомментировали сразу несколько овощеводов из разных регионов России. По их словам, они выпускают очень качественную продукцию, но торговые сети почему-то их не замечают и она не может попасть на полки. Причем тот товар, который сегодня реализуется в их местных супермаркетах, далеко не всегда соответствует требованиям самого ритейла. В. Жданова ответила, что в этом году «Лента» планирует активнее сотрудничать с производителями овощей из регионов, поэтому в ее структуре создана новая дирекция, которая работает только с локальными поставщиками, и они всегда туда могут обратиться.
Директор по продажам тепличных комбинатов «ТюменьАгро» и «Луховицкие овощи» Илья Гамов также поделился своим опытом взаимодействия с торговыми сетями. Он считает, что с ними надо долго учиться работать, потому что у каждой из них свои правила. «Это так же сложно, как и выращивать продукцию. Нужно всегда предлагать, что-то новое, например, нестандартную форму упаковки. У нас есть нескольких продуктов, например «огурец-сорванец» (в вакуумной упаковке) и медовые томаты-черри, продающиеся в конфетной обертке. Такие вещи всех удивляют, привлекают внимание, способствуют продажам всей овощной продукции», – уверен И. Гамов.
Подводя итоги «круглого стола», его участники сошлись во мнении, что в настоящее время производители не могут обойтись без крупных сетей, как, впрочем, и сети без них, и надо учиться быстро находить общий язык, успешно работать вместе на российского потребителя. К подобным выводам пришли на других конференциях форума.
Игорь ТИМЧЕНКО
Фото автора
От редакции. Подробный текст этого сообщения читайте в очередном, майском номере газеты «Поле Августа»
Подписи к фото
Основные спикеры форума – А. Ткачев и А. Воробьев Участники форума Пленарное заседание Общение в кулуарах Одна из экспозиций свежих овощей