Новости отрасли

«7 из 10 человек знают, что это подделка, – и все равно используют»: на рынке пестицидов для садоводов и огородников растет объем контрафакта

22 июня 2020



В компании «Август» проанализировали рыночную ситуацию с контрафактными пестицидами для личных и подсобных хозяйств (ЛПХ). Количество подделок интенсивно растет вместе с рынком средств химической защиты растений для дач и огородов. Сегодня их доля составляет не менее 30% от всего объема рынка, а мошеннические способы производства и продаж подделок эволюционируют. Так, крупные партии нелегальной продукции зачастую перемешивают с частью оригинальной. При этом вполне реально наткнуться как на обычную воду, так и на настоящий яд для растений и людей. Производители подделок способны до мельчайших деталей воспроизвести упаковку оригинала. Однако только 10% покупателей готовы проверять подлинность препаратов, а 7 из 10 дачников, которые понимают, что приобрели фальсификат, все равно используют его. Это подвергает опасности не только огороды и их хозяев, но и людей, приобретающих продукцию частных хозяйств на рынках.

Без применения химических средств защиты растений (ХСЗР) хороший урожай порой собрать просто невозможно. Препараты для применения в личном и подсобном хозяйстве в России, как и остальные ХСЗР, в обязательном порядке проходят регистрацию и вносятся в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ. Во многих странах регистрация препарата, применяемого в агропроме, подразумевает, что по факту его можно использовать и в ЛПХ, но в России препараты для ЛПХ регистрируются отдельно и в каталоге помечаются буквой «Л». Кроме этого, они должны иметь декларацию соответствия. Крупные торговые сети, магазины и садовые центры перед тем, как взять товар на реализацию, обязательно проверяют требуемую документацию, тогда как на рынках, в ларьках или в маленьких магазинах этим вопросом чаще всего не озабочены.

«Двадцать лет назад, когда мы только заходили в сегмент химсредств для ЛПХ, он выглядел совершенно иначе. Если говорить о фальсификате, то подделывались два-три препарата, пользующиеся успехом на рынке, – инсектицид, гербицид и фунгицид. Их фасовали в ампулы и нечистоплотные торговцы соревновались, кто дешевле продаст. Поддельной продукции на рынке было не менее половины, а фальсификаторов – несметное множество: фирмы-однодневки, меняющиеся раз в один-два года. Когда же появилась наша продукция – в хорошей фирменной упаковке, в широком ассортименте и заводского качества – три пресловутых препарата в ампулах с нами конкурировать не смогли, – комментирует Людмила Люльева, начальник Департамента ХСЗР для ЛПХ АО Фирма «Август».

Однако сегодня контрафакт в сегменте представлен в самых разных вариациях: от подкрашенной воды до принципиально иного препарата внутри упаковки – например, гербицида вместо инсектицида, который просто уничтожит растение. Оригинальный препарат может быть жидким, а подделка с тем же названием – в виде порошка. Известный бренд может быть указан на флаконе с веществом, которого в оригинальной линейке этого производителя просто нет. Внутри вполне может быть такое же действующее вещество (ДВ), как в оригинале, – даже бывает, что в контрафактном пестициде его больше. Но «больше» не значит «лучше». Так, ДВ может быть крайне низкой степени очистки, при том что вспомогательные вещества – ПАВ, стабилизаторы, растворители – тоже играют важную роль в эффективности и безопасности средства. Кроме того, можно встретить препараты, которых просто не существует в сфере ЛПХ. Так, в АПК разрешено применение препаратов II класса опасности, использование которых допускается только под наблюдением агрономов по защите растений, тогда как для ЛПХ можно использовать только III и VI классы опасности – это малоопасные или неопасные вещества, и препараты II класса в этой категории недопустимы.

«Сложность в том, что в настоящее время происходит эволюция продаж со стороны мошенников: сегодня только совсем оголтелые аферисты продают чистый фальсификат. Обычно же махинаторы приезжают к нашему крупному дистрибьютору, приобретают небольшую партию продукта, получают на него реальные документы, потом закупают контрафакт, смешивают товар и продают. Это, в свою очередь, затрудняет и контрольную закупку – она превращается в своеобразную лотерею», – отмечает одну из ключевых особенностей нынешнего состояния рынка Людмила Люльева.

Качество фальсификации упаковки тоже растет: подделать могут и флакон оригинальной формы с выбитым логотипом, и крышки, и блистеры. Другое дело, что упаковка используется более дешевая: полиэтиленовые флаконы без барьерного слоя, очень недолго защищающие препарат от протекания, а также картон, плёнки и этикетки более низкого качества. Однако в любом случае здесь можно говорить о дорогостоящей и сложной промышленной деятельности со стороны мошенников: создается пресс-форма для флакона, закупается картон, печатаются этикетки и т.д.

ДВ для контрафактной продукции, как правило, приходят из Китая и Индии. Считается, что формуляция и фасовка препаратов происходит уже на территории СНГ, в том числе в России. Основным «рассадником» подделок являются рынки, где закупаются мелкие торговцы и оптовики, которые развозят контрафакт по районам и сельским населенным пунктам. Крупных дистрибьюторов в компании «Август» предупреждают, что при выявлении в их ассортименте фальсификата сотрудничество с ними будет прекращено. Обычно производители оригинальной продукции узнают о появлении подделок, когда продажи продукта останавливаются: выясняется, что в мелких точках появился «тот же» продукт гораздо дешевле.

«Я считаю, что контрафактные пестициды для дачников и огородников сейчас занимают 30% в сегменте, – полагает Людмила Люльева. – Примерно такую же оценку дают многие коллеги. Объем рынка в деньгах постоянно растет, растет и количество контрафакта, но его доля приблизительно сохраняется. Однажды я провела эксперимент: узнав о поступлении на рынок большой партии контрафакта одного из наших известных препаратов, я понизила цену продукта до стоимости подделки, и наш объем продаж сразу вырос почти на треть. Это косвенно подтверждает, что мы правы в своей оценке. Чаще всего подделывают средства от колорадского жука – в 7 из 10 случаев, а 30% – все остальное. Нужно отметить, что такого разнообразия ХСЗР для дачников, как в России, сегодня нет нигде в мире. Если зайти в магазин крупной немецкой или французской сети в Европе, то там такой продукции будет в десятки раз меньше, поскольку у них не столь развита такая традиция – заниматься выращиванием овощей и фруктов по выходным».

Однако при этом многие российские дачники относятся к использованию ХСЗР на своих участках с крайней беспечностью, подчеркивает Людмила Люльева. Несколько лет назад в компании «Август» разработали очередной способ противодействия фальсификату: на препарат наклеивались стикеры с кодом продукта, и любой человек, который приобретал препарат, мог отправить бесплатное смс-сообщение с кодом, чтобы сразу получить информацию о подлинности товара (стикеры вскоре тоже начали подделывать, но код на них всегда был одинаковым). Выяснилось, что продукцию проверяют всего 10% покупателей, даже несмотря на сопутствующий розыгрыш призов. Больше того, 7 из 10 человек, которые узнали, что купили поддельный препарат, продолжили им пользоваться.

«Люди не осознают уровень опасности и наносят неоценимый вред себе и природе. Неправильное применение пестицидов и использование контрафактной продукции – это загрязнение почвы и грунтовых вод, это ее остатки в овощах и фруктах, приводящие к тяжелым заболеваниям, влияющим на репродуктивную систему и на весь организм в целом. Я всегда привожу аналогию с препаратами для лечения людей: для устранения легкой простуды выпей чаю с малиной, а при воспалении легких – антибиотики. Но если ты применяешь их при каждом чихе, то потом не поможет ничего. Или я вспоминаю одного из клиентов, который говорил, что наш препарат просто замечательный – вылил один флакончик на ведро и все насекомые сдохли. Я недоумеваю: как флакончик на ведро, нужно же 1 миллилитр на 10 литров. А он отвечает, что сделал покрепче – не себе же, а на продажу… Так что с последствиями неправильного применения ХСЗР может столкнуться не только дачник, но и любой человек, приобретающий продукты: чем поливал свои фрукты и овощи тот, кто реализует свой урожай, и выдержаны ли сроки ожидания от обработки до сбора урожая?»

В России борьба с контрафактом в сфере ЛПХ осложнена тем, что выйти на производителя по запутанной цепочке трудно, а штраф для торговцев, особенно без образования юридического лица, минимален – от 2 тыс. рублей.

«До 2011 года надзор за ХСЗР для личных и подсобных хозяйств был в компетенции Россельхознадзора, и работа по выявлению фальсификата велась весьма эффективно, что положительно сказалось тогда на рынке, – констатирует Людмила Люльева. – Сейчас эти функции переданы Роспотребнадзору и МВД. Обстановка усложнилась: на фоне широкого спектра решаемых в этих ведомствах задач тема пестицидов определенно не является приоритетной. Поэтому считаю целесообразным подключение к контролю профильного ведомства и увеличение штрафов для недобросовестных продавцов в десятки раз. Только при условии государственного контроля за продажей средств защиты растений в ЛПХ и сознательного отношения населения к их применению мы сможем сохранить природу, урожай и собственное здоровье».